Солдат-оборотень и вожо

Двое сельчан, отслужив полный срок в солдатах, возвращались домой. Один почему-то отстал от товарища, а другой, припозднившись в дороге, не дошел до деревни и решил переночевать во встретившейся ему мельничной избе. Спать залез в печь: теплее, да и, говорят, для всякой нечисти недоступнее.

С наступлением ночи явилось в избу множество вожо, начали они прыгать, толкаться, прятаться по углам, лазить по лавкам и полатям, петь и визжать разными голосами. Солдату любопытно стало посмотреть на их проделки, вылез он из печи и сел на шестке. Но и тут вожо не увидели его, а потому не тронули, так что солдат просидел себе до утренних петухов. Когда пропели первые петухи, вожо исчезли.

Поутру солдат дошел до своей деревни. Родственники товарища стали расспрашивать его, скоро ли тот вернется. Солдат говорит: «Он отстал от меня и пробудет в дороге самое большее дней пять-шесть.». Между тем прошла неделя, а товарищ не приходил. Солдат и говорит: «Как я сюда шел, по дороге в одном месте натерпелся страху! Может, и он попал на ту мельницу и с ним что-то случилось?» И рассказал, что повидал на мельнице. Тогда отец и мать второго солдата пошли его отыскивать.

Так оно и оказалось: второй солдат, к ночи не добравшись до деревни, остановился ночевать в той же мельничной избе. Но он не был предусмотрителен и, не подумавши о вожо, лег не в печке, а на полатях. Кода настала ночь, в избу опять набрались вожо и стали петь, плясать и прыгать. Один маленький вожо вскочил на полати и, заметив там спящего солдата, сказал об этом старшому. Тот запретил на время беснование, велел сорвать с солдата гайтан и надеть вместо него петлю из поясного ремня. После этого они разбудили солдата, стащили с полатей и заставили плясать вместе с ними, а когда пропели петухи, утащили его в воду. Так что солдат сам сделался вожо.

Когда отец и мать пришли к мельнице, они решили переночевать здесь, чтобы посмотреть, нет ли между вожо их сына. Беспокоились, как его узнают, потом сообразили, что он почует их, своих родителей, и будет вертеться поблизости.

На ночь они забрались в печь и стали ждать прихода вожо. Дейсвительно: в полночь изба наполнилась шумными гостями. Все бегают, пляшут, поют, и все похожи друг на друга. Скоро старики заметили, что один вожо не отходит далеко от печки, даже по временам садится на шесток. Догадались, что это и есть их сын. Когда тот опять сел на шесток, старуха надела ему сзади на шею принесенный ею из дому новый гайтан с крестом. Вскоре пропели петухи, все вожо по обыкновению кинулись в воду. Кинулся за ними и сын стариков, но, подбежав к воде, остановился, потому что почувствовал себя вдруг человеком и испугался воды. В то время отец и мать, выбежав из избы, схватили его за руки, оттащили от реки и позвали домой. Привезли они сына совсем больным. Сильно прохворав целую неделю, после он забыл про то, что был когда-то вожо.

 

Вожо — мифическое существо, живущее в банях, заброшенных жилищах и постройках;

гайтан — шнурок, тесьма, носимые на шее.

Автор: admin